Печать

  1. Актуальность направления деятельности

 

Роль сферы услуг в современной экономике Республики Беларусь обусловлена тем, что в этом секторе формируются основополагающие факторы экономического роста, а именно: новое научное знание, интеллектуальный капитал, информационные технологии, услуги финансового сектора, консалтинг и др. Развитая сфера услуг – залог успешного развития общества. Курс на модернизацию белорусской экономики предполагает повышение значимости сферы услуг в социально-экономическом развитии страны. Среди первоочередных задач – повышение уровня и качества сферы услуг. Эксплуатация и ремонт автомобилей занимают наибольшую долю в ВВП наряду с торговлей и ремонтом бытовых изделий.

В связи с необходимостью опережающей подготовки квалифицированных кадров в условиях формирования конкурентоспособной и инновационной сферы услуг, модернизации образовательной сферы, внедрения новых форм и методов организации образовательного процесса в учебном заведении создан ресурсный центр по специальности «Эксплуатация и ремонт автомобилей».

Учебно-методический комплекс по специальности «Эксплуатация и ремонт автомобилей» является фундаментом научно-методического обеспечения и содержит открытую систему средств, объединенных единой целью и содержанием и должен отвечать следующим основным требованиям:

создавать условия для решения в максимальной степени образовательных задач;

обеспечивать единство понятий, терминологии и условных обозначений;

отвечать эстетическим, гигиеническим требованиям и требованиям безопасности труда;

соответствовать содержанию учебной программы как по системности отражения учебных элементов, так и по установленным уровням результатов усвоения содержания;

отвечать основным принципам дидактики и уровню развития современной науки, техники и производства;

учитывать особенности теоретического и производственного обучения;

стимулировать применение современных методов, технологий обучения и воспитания, организационных форм обучения, системы контроля учебной деятельности учащихся;

обеспечивать научную организацию труда преподавателя, мастера производственного обучения и учащихся;

обеспечивать максимальный педагогический эффект.

Планируемая работа носит практический характер и будет полезна разработчикам УМК, педагогическим работникам и руководителям учреждений, обеспечивающих реализацию образовательных программ профессионально-технического образования.


  1. Цель деятельности

 

Совершенствование научно-методического обеспечения профессионально-технического образования по специальности «Эксплуатация и ремонт автомобилей».

 

  1. Задачи

 

  1. Изучение условий повышения качества образования при реализации образовательной программы профессионально-технического образования.
  2. Разработка структурных элементов учебно-методических комплексов по предметам профессионального компонента.
  3. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
  4. Анализ эффективности применения учебно-методического комплекса в процессе обучения.
  5. Апробация в учебном процессе разработанных структурных элементов научно-методического обеспечения специальности «Эксплуатация и ремонт автомобилей».
  6. Повышение уровня педагогического мастерства педагогических работников, их компетентности в области преподаваемых предметов и методики преподавания.
  7. Разработка программно-планирующей документации воспитания в рамках учебных предметов профессионального компонента.
  8. Проведение педагогической экспертизы структурных элементов учебно-методического комплекса.
  9. Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта по соответствующему направлению деятельности.
  10. Разработка, апробация и внедрение в образовательный процесс инновационных технологий профессионального обучения, научно-методического, программного, тестового обеспечения.
  11. Создание условий для приобретения учащимися навыков работы на современном оборудовании.

 

  1. Сроки реализации деятельности ведущего в системе профессионально-технического образования по направлению «Научно-методическое обеспечение ПТО по специальности «Эксплуатация и ремонт автомобилей»: 2019-2022 гг.

 

  1. Предполагаемый результат деятельности

 

Сентябрь – июнь 2019/2020 учебного года:

 

  1. Откорректирована учебно-программная документация по учебным предметам «Устройство автомобиля», «Электрическое оборудование современных автомобилей».
  2. Посещена международная специализированная выставка.
  3. Разработаны средства контроля по учебным предметам профессионального компонента.
  4. Проведен семинар-практикум с педагогическими работниками по развитию творческих способностей учащихся.
  5. Продолжено создание медиатеки по учебным предметам профессионального компонента.
  6. Проведены открытые занятия по учебным предметам «Производственное обучение», «Иностранный язык в профессии», «Устройство и эксплуатация автомобилей».
  7. Организовано сотрудничество со средствами массовой информации.

 

Сентябрь – июнь 2020/2021 учебного года:

 

  1. Разработано электронное средство обучения по учебному предмету «Устройство автомобиля».
  2. Разработаны методические рекомендации по преподаванию тем учебного предмета «Устройство автомобилей».
  3. Проведены открытые занятия по учебным предметам «Производственное обучение», «Слесарное дело», «Устройство автомобилей»;
  4. Разработаны методические рекомендации по преподаванию практических занятий по учебному предмету «Устройство автомобиля».
  5. Продолжено создание медиатеки по учебным предметам профессионального компонента.
  6. Разработаны электронные средства обучения по учебным предметам профессионального компонента.
  7. Проведен мастер-класс по учебному предмету «Устройство автомобиля».
  8. Разработан комплект инструкционно-технологических карт.
  9. Посещена международная специализированная выставка.
  10. Организовано сотрудничество со средствами массовой информации.

 

Сентябрь – июнь 2021/2022 учебного года:

 

  1. Обобщен передовой педагогический опыт мастера производственного обучение Скворцова С.А.
  2. Разработано электронное средство обучения по учебному предмету «Электрическое оборудование современных автомобилей».
  3. Проведены открытые занятия по учебным предметам «Производственное обучение», «Электрическое оборудование современных автомобилей», «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей».
  4. Разработаны методические рекомендации по преподаванию практических занятий по учебному предмету «Электрическое оборудование современных автомобилей».
  5. Проведен мастер-класс по учебному предмету «Электрическое оборудование современных автомобилей».
  6. Разработан комплект инструкционно-технологических карт.
  7. Продолжено пополнение медиатеки по учебным предметам профессионального компонента.
  8. Посещена международная специализированная выставка.
  9. Организовано сотрудничество со средствами массовой информации.

 

  1. Содержание программы

 

п/п

Содержание деятельности

Формы работы

Участники взаимодействия

Ответственный

 (Ф.И.О.)

Сроки выполнения (проведения)

Результаты деятельности (продукт деятельности)

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

1

Анализ научно-методического обеспечения образовательного процесса по специальности «Эксплуатация и ремонт автомобилей»

Заседание методической комиссии, проверка наработанных материалов

Педагогические работники, председатели методических комиссий

Зам. директора по УМР Коровкин В.В., зам. директора по УПР Красуцкая Т.П.

Сентябрь-октябрь 2019 г.

Проект предложения в программу

2

Разработка программы по реализации деятельности ведущего в системе профессионально-технического образования

Педагогический совет

Администрация, преподаватели, мастера п/о

Зам. директора по УМР Коровкин В.В.

Октябрь 2019 г.

Программа

3

Разработка плана мероприятий по реализации программы

Инструктивно-методическое совещание

Зам. директора по УМР Коровкин В.В., заведующий ресурсным центром Ерофеенко А.В., преподаватели, мастера п/о

Зам. директора по УМР Коровкин В.В.

Октябрь 2019 г.

План

4

Формирование состава творческих групп по разработке структурных элементов УМК по учебным предметам

Заседание творческой группы

Члены творческих групп

Зам. директора по УМР Коровкин В.В.

Сентябрь 2019 г.

Состав творческой группы

5

Организация работы с педагогическими работниками по повышению их квалификации.

Курсы повышения квалификации, стажировки и др.

Педагогические работники,

РИПО

Зам. директора по УМР Коровкин В.В., зам. директора по УПР Красуцкая Т.П.

Ежегодно, сентябрь 2019 г.

Предложения в План повышения квалификации, единый план методической работы, раздел «Организация учебы педагогических работников»

6

Семинар-практикум «Совершенство­вание научно-методического обеспечения профессионально-технического образования по специальности «Эксплуатация и ремонт автомобилей»»

Семинар-практикум

Администрация, преподаватели, мастера п/о

Зам. директора по УМР Коровкин В.В.

Октябрь 2019 г.

Методические материалы

7

Рассмотрение вопросов по направлению деятельности ведущего учреждения образования

Педагогический совет

Администрация, преподаватели, мастера п/о

Зам. директора по УМР Коровкин В.В., зам. директора по УПР Красуцкая Т.П.

2 раза в год: сентябрь, январь

Протокол педагогического совета

8

Посещение специализированных семинаров, выставок, конференций, мастер-классов

Экскурсия

Зам. директора по УМР Коровкин В.В., заведующий ресурсным центром Ерофеенко А.В., преподаватели, мастера п/о

Зам. директора по УМР Коровкин В.В.

Ежегодно

Фотоотчет

9

Заседание методической комиссии «Подведение итогов за 1 полугодие»

Отчет

Председатель методической комиссии Горавская Е.А., преподаватели, мастера п/о

Зам. директора по УМР Коровкин В.В., зам. директора по УПР Красуцкая Т.П.

Январь 2020 г.

Отчет, методические материалы, ЭСО

II. ПРОГНОСТИЧНО-ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП

1

Изучение психологических исследований по теме проекта

Заседания методической комиссии, анкетирование, тестирование

СППС

Зам. директора по УМР Коровкин В.В.

Сентябрь-октябрь 2019 г.

Аналитические материалы по теме исследования, рекомендации для учащихся, педагогов

 

2

Корректировка учебно-программной документации

Заседания методической комиссии

Председатель методической комиссии Горавская Е.А., преподаватели, мастера п/о

Зам. директора по УМР Коровкин В.В.

Сентябрь 2019 г.

УПД

3

Анализ требований образовательного стандарта, заказчиков кадров

Заседания методической комиссии

Председатель методической комиссии Горавская Е.А., преподаватели, мастера п/о

Зам. директора по УПР Коровкин В.В.

Сентябрь-октябрь 2019 г.

Модель многоступенчатого профессионального обучения

4

Проведение семинара «Опыт использования СДО Moodle при изучении учебных предметов по специальности «Эксплуатация и ремонт автомобилей»

Семинар

Цикловая комиссия преподавателей информационных технологий

Зам. директора по УМР Коровкин В.В., председатели методических комиссий Горавская Е.А., Маркова В.В.

Апрель 2022 г.

Методические рекомендации

5

Проведение воспитательного часа «Выбор профессии в современном мире»

Воспитательный час

Кураторы групп, мастера п/о, учащиеся

Зам. директора по УВР Якимова Л.В.

Май 2020 г.

Методическая разработка

III. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

1

Разработка структурных элементов и формирование УМК по учебному предмету «Устройство автомобилей»

1.1

Разработка электронных средств обучения

Индивидуальная работа, заседания методической комиссии, работа творческой группы

Педагогические работники, творческие группы, инженер-программист

Зам. директора по УМР Коровкин В.В., зам. директора по УПР Красуцкая Т.П., зам. директора по УР Купцова Г.В., председатель методической комиссии Горавская Е.А.

В течение периода реализации программы

Электронные средства обучения

1.2

Разработка средств контроля

Карточки-задания, тесты, ОКР и др.

1.3

Разработка методических рекомендаций по изучению отдельных тем учебного предмета

Методические рекомендации по изучению темы

1.4

Разработка методических рекомендаций по выполнению практических занятий

Методические рекомендации по выполнению практических занятий

 

1.5

Разработка комплекта инструкционно-технологических карт

Индивидуальная работа, заседания методической комиссии, работа творческой группы

Педагогические работники, творческие группы, инженер-программист

Зам. директора по УМР Коровкин В.В., зам. директора по УПР Красуцкая Т.П., зам. директора по УР Купцова Г.В., председатель методической комиссии Горавская Е.А.

2020-2022 уч. г.

Комплект инструкционно-технологических карт

1.6

Создание и пополнение медиатеки

Медиатека

1.7

Проведение мастер-класса

Мастер-класс

Преподаватели

2021-2022 уч. г.

Методическая разработка

2

Разработка структурных элементов и формирование УМК по учебному предмету

«Электрическое оборудование современных автомобилей»

2.1

Разработка электронных средств обучения

Индивидуальная работа, заседания методической комиссии, работа творческой группы

Педагогические работники, творческие группы, инженер-программист

Зам. директора по УМР Коровкин В.В., зам. директора по УПР Красуцкая Т.П., зам. директора по УР Купцова Г.В., председатель методической комиссии Горавская Е.А.

В течение периода реализации программы

Электронные средства обучения

2.2

Разработка средств контроля

Карточки-задания, тесты, ОКР и др.

2.3

Разработка методических рекомендаций по изучению отдельных тем учебного предмета

Методические рекомендации по изучению темы

2.4

Разработка методических рекомендаций по выполнению практических занятий

Методические рекомендации по выполнению практических занятий

2.5

Разработка комплекта инструкционно-технологических карт

2020-2022 уч. г.

Комплект инструкционно-технологических карт

2.6

Создание и пополнение медиатеки

Медиатека

2.7

Проведение мастер-класса

Мастер-класс

Преподаватели

2021-2022 уч. г.

Методическая разработка

3

Изучение условий повышения качества образования

3.1

Разработка электронных средств обучения в рамках областных и республиканских смотров и конкурсов

Индивидуальная работа, работа творческой группы

Педагогические работники, творческая группа, инженер-программист

Зам. директора по УМР Коровкин В.В.

В течение периода реализации программы

Электронные средства обучения

 

3.2

Творческие встречи по обмену опытом работы с учреждениями образования

Индивидуальная работа, семинары-практикумы, экскурсии

Педагогические работники

Зам. директора по УМР Коровкин В.В., зам. директора по УПР Красуцкая Т.П.

В течение периода реализации программы

Отчет, информационный материал

3.3

Профессиональная переподготовка по квалификации «Мастер производственного обучения» в РИПО

Переподготовка в РИПО

Мастера п/о

Зам. директора по УПР Красуцкая Т.П., инспектор по кадрам

В течение периода реализации программы

Диплом о переподготовке

3.4

Проведение развивающих занятий с целью повышения психологической готовности к аттестации

Тренинг, индивидуальные, групповые консультации

Учащиеся, педагогические работники

СППС

В течение периода реализации программы

Методическая разработка занятий

IV.ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП

1

Апробация разработанных структурных элементов УМК

Занятия теоретического и производ­ственного обучения, открытые занятия

Педагогические работники

Зам. директора по УМР Коровкин В.В.,

зам. директора по УПР Красуцкая Т.П.,

зам. директора по УР Купцова Г.В., председатель методической комиссии Горавская Е.А.

В течение периода реализации программы

Аналитический материал

2

Проведение открытых занятий

Открытое занятие

В течение периода реализации программы

Методические разработки занятий

3

Проведение педагогической экспертизы структурных элементов учебно-методического комплекса

Заседания методической комиссии

В течение периода реализации программы

Рекомендации к использованию в образовательном процессе

4

Обобщение педагогического опыта мастера производственного обучения Скворцова С.А.

Круглый стол

Май 2022 г.

Методические материалы по обобщению опыта

 

5

Проведение анализа деятельности ведущего в системе профессионально-технического образования

Педагогический совет, круглый стол,

Педагогические работники

Зам. директора по УМР Коровкин В.В.,

зам. директора по УПР Красуцкая Т.П.,

зам. директора по УР Купцова Г.В., председатель методической комиссии Горавская Е.А.

Ежегодно до 1 июня

Итоги деятельности, аналитическая справка

6

Организация конференции по подведению итогов деятельности ведущего в системе профессионально-технического образования

Конференция

Июнь 2022 г.

Презентация деятельности ведущего

7

Сотрудничество со средствами массовой информации

Интервью, статьи

 

Педагог дополнительного образования Моисеев К.А.

Ежегодно

Публикации о деятельности ведущего УПТО

8

Аналитическая работа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса

Мониторинг

Учащиеся и педагогические работники

СППС

В течение периода реализации программы

Аналитическая справка

 

  1. Применяемые методики, методы (технологии) и формы работы:

Для получения планируемого результата методической работы целесообразно использовать интерактивные технологии, проблемное обучение, личностно-ориентированные, игровые технологии, технологию развивающего обучения, активные методы обучения, а также формы коллективной работы: семинары-практикумы, отчеты по самообразованию, открытые учебные занятия.

 

  1. Диагностический инструментарий:

Анализ соответствия структуры разработанных структурных элементов УМК по учебным предметам в соответствии с Положением об учебно-методическом комплексе на уровне профессионально-технического образования, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 26.07.2011 № 167.

Мониторинг эффективности средств обучения и контроля для оценки результатов учебной деятельности учащихся по результатам контрольных (проверочных) работ.

Аналитические справки о результативности применения разработанных структурных элементов УМК (рассмотрение на заседаниях педагогических советов, МК).

Анкетирование, ранжирование, социометрия, обобщение и др.

 

Разработчик:

Заместитель директора по УМР                                                     В.В. Коровкин

 

 

 

 

Руководитель проекта:

Директор учреждения образования

«Могилевский государственный

экономический профессионально-

технический колледж»                                                                   О.А. Баханович

«____» ___________ 2019 г.

 

МП.

 

 

 

 

 

 

Куратор:

Начальник отдела организационно-методического обеспечения профессионального образования

учебно-методического центра

профессионального образования

учреждения образования

«Могилевский государственный

областной институт развития образования» _________________ Ж.В. Ольховская

 

Просмотров: 643