ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

     Не остается без внимания преподавателей и мастеров производственного обучения и такая немаловажная часть образовательного процесса, как вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность  в сфере энергосбережения. Работы учащихся при этом носят как теоретический, так и практический характер, но задача у них одна: привить учащимся базовые знания о системном подходе к исследованию вопросов энергоэффективности, способность самостоятельно делать выводы и применять полученные знания на практике.

     В учреждении образования под руководством опытных педагогов созданы творческие группы учащихся, одним из направлений работы, которых является энергосбережение. В 2016/2017 учебном году в УО МГЭПТК совместно с Московским колледжем информационных технологий №20 проводилась международная научно-практическая конференция по естественно-математическим и социально-гуманитарным направлениям «Научное знание современности», при этом по проблеме энергосбережения было представлено свыше 30 работ учащихся. В работах отражались как теоретические исследования в области энерго- и ресурсосбережения, так и практические разработки способов энергосбережения в конкретных условиях. 

     Темы проектов учащихся привязаны к реальным проблемам и нуждам дома, колледжа, города и страны. В процессе проектно-исследовательской деятельности развиваются профессиональные компетенции учащихся.  Проекты учащихся могут быть использованы преподавателями разных дисциплин – физики, математики, географии, биологии. Проекты вовлекают в вопросы энергосбережения не только учащихся, но и их родителей. Это усиливает интерес и мотивацию учащихся к участию в проектах. Учащиеся на практике видят связь между теорией и жизнью.

     Наиболее значимые проектно-исследовательские работы учащихся получили широкое применение в образовательном процессе колледжа:

  • учебный стенд с характеристиками ламп разного типа;
  • проект «Умный дом»;
  • проект «Биогазовая установка».

     Эти проекты завоевали призовые места в областном конкурсе «Энергомарафон».

 

Учебный стенд с характеристиками ламп разного типа

 

     Стенд предназначен для сравнения характеристик разного типа ламп. Сравниваются ток потребления лампы и мощность светового потока. Стенд состоит из четырех ламп (лампа накаливания, люминесцентная лампа с дросселем, люминесцентная лампа с ЭПРА, светодиодные лампы). Мощность всех ламп – 40 Вт. В цепь подключен амперметр и милливаттметр. На рамке установлен фотоэлемент, который может перемещаться вдоль ряда ламп. При работе стенда переключатель устанавливается в положение «1», а фотоэлемент – над лампой накаливания. Замеряется сила тока и мощность светового потока лампы. Далее переключатель устанавливается в положение «2», «3», «4» и, соответственно, передвигается фотоэлемент, производятся измерения.

     Область применения: учебные предметы «Физика», «Электротехника», «Электрические измерения», «Специальная технология».

 

Проект «Умный дом»

 

     «Умный дом» – это автоматизированная система управления, предназначенная для контроля и управления освещением, безопасностью, температурным режимом и другими инженерными системами дома. Систему можно настраивать и модифицировать по желанию хозяина. Всеми функциями системы можно управлять дистанционно с мобильного телефона, компьютера, планшета.

     Проект «Умный дом» контролирует множество процессов. Самое главное –  связать все элементы системы в одно целое и установить датчики. При программировании системы «Умный дом» задаются адреса всех датчиков, исполнительных устройств и обозначаются задачи.

 

Принцип работы проекта «Умный дом»

Элементы

Характеристика

Управление освещением

Внутреннее освещение во всем доме, включается удаленно с устройства, имеющего доступ к WIFI, освещение включается по комнатам.

Также встроен датчик освещенности, который показывает уровень освещенности внутри здания и снаружи, в виде диаграммы

Устройство видеонаблюдения

Используется модульная видеокамера. Данная видеосистема предназначена для наблюдения за прилегающей территорией дома.

Устройство обнаружения утечки газа

Данное устройство предназначено для определения уровня концентрации газа, демонстрируется на графике

Устройство обнаружения шума

Данное устройство предназначено для обнаружения шума. Уровень шума демонстрируется на графике.

Устройство контроля открытия/закрытия дверей

Контролирует состояние дверей: открыто либо закрыто.

Цифровой датчик температуры

Устройство, предназначенное для измерения температуры окружающей среды

 

     Действующий проект может использоваться в учебном процессе: с его помощью можно демонстрировать работу вышеупомянутых датчиков и всей системы в целом. Электрическую составляющую без особых усилий можно переделать для установки в реальном доме.

 

Модель биогазовой установки

 

     Гипотеза использования биогазовой установки заключается в следующем: если создать и использовать биогазовую установку, работающую на переработке компоста, то можно сэкономить тепловую электроэнергию традиционных носителей в производственных целях, уменьшить нарушение углеродного баланса и в атмосфере и получить удобрение чисто органического происхождения.